17 июня, в день памяти Царственных страстотерпцев, в Свято-Троицкой церкви Гатчинского дворца была совершено торжественное богослужение. Божественную литургию служил клирик Покровского собора иерей Сергий Николаев.
После литургии вокруг дворца прошел крестный ход с пением тропаря и величания страстотерпцам.
В своей проповеди о. Сергий назвал Гатчинский дворец особым местом в жизни Царской семьи.
Во-первых, здесь прошло отрочество царя-мученика Николая; во-вторых, здесь было получено первое свидетельство о предстоящей Царской голгофе.
Пророчества вещего монаха Авеля, запечатанные императором Павлом, надлежало вскрыть в столетнюю годовщину его смерти. 1901 год не был безмятежным, и все же пророчество о мученической кончине царя, его семьи и гибели всей империи казалось невероятным. Но через два года, на Саровских торжествах, оно было подтверждено блаженной Пашей Саровской.
Вспоминая о Царской Голгофе, о. Сергий стал говорить о причинах, приведших к национальной трагедии, и напомнил ответ главного героя книги «Отец Арсений»:
«Говорите, что коммунисты верующих пересажали, церкви позакрывали, веру попрали. Да, внешне все выглядит так, но давайте посмотрим глубже, оглянемся в прошлое. В народе упала вера, люди забыли свое прошлое, забросили многое дорогое и хорошее. Кто виновен в этом? Власти? Виноваты мы с вами, потому что собираем жатву с посеянных нами же семян.
Вспомним, какой пример давали интеллигенция, дворянство, купечество, чиновничество народу, а мы, священнослужители, были еще хуже всех.
Из детей священников выходили воинствующие атеисты, безбожники, революционеры, потому что в семьях своих видели они безверие, ложь и обман. Задолго до революции утратило священство право быть наставником народа, его совестью. Священство стало кастой ремесленников. Атеизм и безверие, пьянство, разврат стало обычным в их среде.
Из огромного количества монастырей, покрывавших нашу землю, лишь пять или шесть были светочами христианства, его совестью, духом, совершенством веры. Это – Валаамский монастырь, Оптина пустынь с ее великими старцами, Дивеевская обитель, Саровский монастырь, а остальные стали общежитиями почти без веры, а часто монастыри, особенно женские, потрясали верующих своей дурной славой.
Что мог взять народ от таких пастырей? Какой пример? Плохо воспитали мы сами народ свой, не заложили в него глубокий фундамент веры. Вспомните все это. Вспомните! Поэтому так быстро забыл народ нас, своих служителей, забыл веру и принял участие в разрушении церквей, а иногда и сам первый начинал разрушать их.
Понимая это, не могу я осуждать власть нашу, потому что пали семена безверия на уже возделанную нами же почву, а отсюда идет и все остальное, лагерь наш, страдания наши и напрасные жертвы безвинных людей. Однако скажу вам, что бы ни происходило в моем отечестве, я гражданин его и как иерей всегда говорил своим духовным детям: надо защищать его и поддерживать, а что происходит сейчас в государстве, должно пройти, это грандиозная ошибка, которая рано или поздно должна быть исправлена».
На сегодняшний день многое изменилось в государстве, но вопрос о закладке фундамента веры, по-прежнему, остается животрепещущим, а, следовательно, не снимается и возможность новых гонений. Значит, опять понадобится жертва за грехи народа... Но найдется ли достойная жертва для новой Голгофы?